Лекция 5. Пастель по акварели
Пастель очень выигрышно смотрится на тонированной или цветной бумаге. Но есть еще один интересный способ сделать работу пастелью ярче и объемнее — это предварительная подкладка из акварели. Это не только добавляет цветовой насыщенности, но и улучшает сцепление пастели с бумагой. Основное преимущество пастельной техники — это яркие, насыщенные цвета, мягкость линий, живая «пушистость» и «бархатистость». Она идеальна для портретов, пейзажей и изображения пушистых животных.
1. Наносим контур рисунка тоненькой карандашной линией. И прокрываем основные плоскости размытой акварельной краской. Можно использовать и яркие, насыщенные цвета, но в этом случае они будут сильно просвечивать через пастель, и будет невозможно добиться богатства гаммы оттенков. Хотя если задумана работа очень яркая, контрастная, то можно сразу прокрывать ярким цветом. Акварель полностью должна высохнуть.
Для работы пастелью понадобится чашка с водой (если вы работаете не рядом с раковиной) и салфетка, чтобы вытирать пальцы. Руки должны быть чистыми и сухими. Если кожа рук жирная и склонна к потливости — вымыть руки особенно тщательно с мылом, при необходимости протереть чем-нибудь обезжиривающим, иначе жирные пятна останутся на мелках и испортят их.
2. Начинаем поверху писать пастелью. Сначала — светлые тона. Поскольку пастель можно перекрывать только темным поверх светлого. Если делать наоборот, темное будет проступать, смешиваться со светлым, приглушать цвет. И светлый тон, положенный поверх темного никогда не будет таким ярким и светящимся, как положенный поверх бумаги или акварельной подкладки. Пастель не рекомендуется смешивать. Смешивание цветов допустимо лишь на границе пятен, а вообще пастелью пишут в основном чистым цветом — именно для этого в наборе столько разных оттенков.
На фото мелок без гильзы, но вообще это неправильно. Новая пастель уже заправлена в гильзы, предохраняющие пальцы от случайного загрязнения. Если таких гильз нет, можно завернуть мелки в фольгу. Если Вы пишете, держа руку не на весу, а кладете ее ребром ладони на лист, то подложите под нее листок бумаги, чтобы рукой на размазывать то, что уже нарисовали.
Пастель, и вообще все мелковые техники — то единственное исключение, когда рисунок можно и нужно растирать пальцем (в карандашном рисунке это недопустимо).
Самая распространенная ошибка при работе пастелью — растирать новый цвет тем же пальцем, которым растирали предыдущий. Это приводит к грязным пятнам. Растирать нужно каждый раз другим пальцем. То есть, вы можете подряд размазывать пальцем только пять цветов. Если одинаково работаете обеими руками — то десять.
Когда все пальцы запачканы — их надо вымыть под краном или окунуть в чашку с водой и вытереть салфеткой до сухого состояния. Пастель от кожи легко отмывается даже холодной водой. Но вот если попала на одежду — отмыть сложно, особенно если пигменты хорошего качества. Поэтому лучше работать в том, что не жаль запачкать.
3. Все основные плоскости прокрыты — можно приступать к прорисовке деталей.
Чтобы линия была тонкой, рисовать можно острым краем мелка
Или вообще взять маленький осколочек мелка (их много бывает в старой пастели).
Для проведения тонких линий еще существуют пастельные карандаши, но они нужны только для работы такого маленького формата, как показано здесь. Обычно формат для пастели — не менее А3, а лучше — А2 и А1. В этом случае хватает мелков обычной толщины.
Если есть необходимость растереть пастель на маленьких участках, можно пользоваться обычными ватными палочками для ушей:
Конечно, палочки необходимо менять на каждый цвет.
При перекрытии темного оттенка светлым добавляется объем, «материальность». Но мелки надо брать ярче и светлее, чем нужен цвет, поскольку темная подкладка приглушит цвет и утемнит тон.
4. Завершающий этап работы — прорисовка мелких деталей самыми темными цветами (если используете черный цвет — то черным).
5. Готовую работу нужно закрепить. Есть специальные закрепители для пастели, но на практике лучшим средством оказывается лак для волос «Прелесть». Или любой другой дешевый лак самой сильной фиксации. Ни в коем случае не пользоваться дорогими лаками! Они содержат много смягчающих добавок. Для волос это полезно, а вот закрепляют они плохо.
Закрепить работу так же, как закрепляют волосы — распылением с расстояния 15-20 см. В два-три слоя, причем каждый слой должен высохнуть.
Закрепление не только сделает работу прочнее, но и усилит яркость.
И все-таки чтобы наверняка обеспечить работе сохранность, ее рекомендуется вставить в рамку под стекло.
Источник
Чистое великолепие. Смешение акварели и пастели
«У коренных американских жителей есть поговорка, которая мне очень нравится», — говорит художник Том Перкинсон из Нью-Мексико. «Сохраняй голову – свежей», — эта поговорка призывает быть открытыми каждому моменту, новым возможностям, разработкам.
Эта поговорка идеально подходит к тому, что в своих картинах пытается передать Перкинсон. Рисуя очаровательные пейзажи Нью-Мексико, он переносит цвета в какой-то потусторонний мир, в котором есть насыщенный фиолетовый, яркий желтый, великолепный оранжевый. В результате в картинах преобладает сила света.
Уникальные особенности художника
Том Перкинсон посвятил свою жизнь и карьеру рисованию. Вот что принесли десятилетия упорной работы в его уникальные особенности рисования.
Работы Перкинсона, написаны под вдохновением от климата региона. Тут погода может быть совершенно разной: тёплой и ясной, неожиданно ветреной или волшебной и снежной. Работы Перкинсона кажутся, более чем достойны таких выдающихся регионов США. Удивительно то, что почти все его работы нарисованы по памяти.
«Когда я рисую, то комбинации цвета я беру не из природы, потому что я не рисую реальность. Я художник, который рисует выдумку, — говорит он, — я пытаюсь рисовать ощущение того места, которое будет на картине, поскольку эти сцены не существуют в реальности».
«Коллекционеры спрашивают меня, где находится та или иная сцена на моей картине, я же просто указываю на свою голову и говорю, что я ее выдумал. Все же я считаю свои работы романтичным реализмом. Я изображаю определенную реальность, которую создаю сам, вдохновляясь захватывающим и богатым пейзажем Юго-запада».
Художник отмечает, что, несмотря на то, что зрители замечают в основном цвета, он приделает большое количество внимания градиенту контраста, говоря: «Цвет получает все похвалы, но всю работу выполняют пропорции».
Начинайте с заливки
«Я не начинаю работу с чертежей, потому что я хочу иметь возможность скорректировать рисунок в любом направлении. Я начинаю с нанесения различных пропорций и оттенков. Потом я начинаю поиски пейзажа. В этот раз мне пришло в голову несколько направлений, выбрать нужно только одно, — говорит Перкинсон.
По словам художника, выбор – это самая сложная часть рисования, поэтому он всегда старается оставлять место для перемен.
Дистанцирование
Как только Перкинсон начинает чувствовать масштаб пейзажа, то начинает устанавливать его границы. «Во время этих моментов мне нужно отстраниться от изображаемой сцены. Нахожусь ли я в миле от пейзажа или стою на другом берегу реки? Это один из первых шагов, важно определиться, перед тем как продолжать. Необходимо это для разработки перспективы и связи элементов между собой. После того, как пейзаж уже разработан, я ищу другие картинки, которые можно добавить к композиции», — говорит он.
Переключение
После нанесения акварели, Перкинсон оставляет картину на ночь просохнуть, а на следующий день прорабатывает ее карандашами и пастелью. «Акварель впитывается в бумагу, а пастель в свою очередь оседает на поверхности. Все это добавляет глубины и пространства», — говорит художник.
Перкинсон использует слой пастели, чтобы расширить то, что получилось с помощью использования акварели, а так же добавить долю драматизма. «Часто бывает такое, что в определенных местах приходится подтирать, а иногда и стирать нарисованное совсем. Эта техника создает некую предысторию и придает картине собственную патину», — говорит художник.
Уникальные инструменты
Иногда, чтобы создать больше эффектов, Перкинсон использует баллончик со сжатым воздухом, которые он пропускает через тонкую трубочку. Воздух разметает пастель или сметает ее совсем.
Такой метод позволяет художнику создать переход, добавить текстур или убрать пастель с определенной части картины. «Степень эффекта зависит от того, как далеко от картины я держу банку, а также как сильно нажимаю на рычаг. Получается эффект, которого я не добьюсь никаким другим образом», — говорит художник.
Также он использует картонные рулоны, пни, оба материала используются для смешения и перенесения пастели из одной части картины в другую. «Это очень эффективная техника, с точки зрения эффекта, которого я могу достигнуть с ее помощью», — говорит художник.
Соединение акварели и пастели. Демонстрация от Тома Перкинсона
Перкинсон аккуратно смешивает акварель, пастель, цветные карандаши, чернила, чтобы создать пейзаж с насыщенными цветами и настроением.
- Бумага. Lanaquarelle 300-lb., холодного отжима.
- Краски. Жидкие акварели Dr. Ph. Martin, гуаш и прозрачные краски Winsor & Newton.
- Пастель. Унисон, Сеннельер, Нупастельс.
- Другое. Цветные карандаши Prismacolor, перманентные чернила орехового (walnut) цвета.
Шаг 1
Используя акварель, я быстро нанес базовые слои и абстрактные структуры. Далее я использовал чернила орехового цвета на переднем плане.
Шаг 2
Я добавил дождевые тучи и горы на заднем плане. После затемнил некоторые участки, чтобы отдалить их.
Шаг 3
Добавил деталей тучам и цветов небесам.
Шаг 4
Я создал больше деталей, используя акварели, пастели и цветные карандаши, добавив ярких цветов небу, деревьям и в целом переднему и заднему планам.
Шаг 5
Я добавил двух гусей около воды и краснокрылых дроздов на переднем плане. Также поработал над камнями под деревьями слева.
Последний шаг
Добавил еще одного гуся возле воды, нарисовал летящих гусей. Картина называется «Гуси в Ноябре», смешанная техника на бумаге 10/10.
Источник
«Яблочки» в технике сухая пастель-акварель
Дороге друзья, представляю вашему вниманию работу в смешанной технике сухая пастель-акварель.
Мастера часто прибегали к пастели как к средству, дополняющему какую-либо технику, среди них выделялись масло и акварель. Масляной пастелью иногда делаются подмалёвки к картинам, которые пишутся маслом, акварель так же дополняется восковой, сухой и масляной пастелью.
Это работу я выполняла на толстом не тонированном пастельном листе, такую бумагу вы легко найдете в художественном магазине.
Вначале простым карандашом я сделала эскиз, прорисовала я только сами яблоки, ведь по задумке внимание акцентируется на них. Листья наметила лишь немного.
Далее, когда эскиз завершен, начинаю работу акварелью. Я рисую по сырому, поэтому вначале смачиваю рабочую область, а затем заливаю. Первым делом я рисую яблоко, которое находится на переднем плане.
Поэтапно я накладываю различные цвета, выделяю световые и теневые области, блики и рефлексы. Не бойтесь цвета, делайте работу ярче, в крайнем случае вы можете кое-что подправить пастелью.
Когда яблоки подсохли, я начинаю работу с листвой. Листва у нас расплывчатая, ведь все внимание на яблоках, поэтому я прорисовываю только несколько листьев, а остальное просто тонирую. Делайте прогалы, места, где через листву попадает свет, чтобы все выглядело натурально. Где-то у меня виднеется еще яблочко, где-то, возможно, кусочек неба…
Далее – самое интересное! Когда акварель полностью высохнет, мы начинаем работу пастелью. Первым я опять же рисую яблочко. Я накладываю штришки по форме бордовым мелком, дабы придать глубину натуре, сделать тени более объемными.
Далее в соответствие с натурой подбираем по цвету мелки и по такому же принципу, по форме, накладываем штрих.
Очень удобно делается «рябь» и блики на яблочке, тени выходят насыщенными и глубокими, а сама работа невероятно нежная и лёгкая.
Когда работа над яблочками завершена, можно выделить и листочки. Я просто придала им колорит, разными мелками, где-то подала свет, где-то рефлекс, где-то немного поменяла цвета.
Последний этап – это дополнительные штришки, домалёвки. Отойдите от своей работы, взгляните на нее под другим ракурсом, со стороны, отвлеченно — вы сразу увидите недочеты. Здесь я прибавила «рябь» на яблоках, усилила блики, еще немного поработала акварелью с фоном, где нужно выделила элементы белой пастелью.
Вот что получилось у меня:
Формат бумаги 30х40 см
Надеюсь, мой МК был полезен. Удачи вам во всех творческих начинаниях!
Источник